На выставку в Казань! Маршрут из Самары.

Поход в Казань. Маршрут из Самары.

Уважаемые коллеги-водномоторники, ниже приведены технические данные движения по маршруту, данные об остановках, местах ночлега и заправок. Все данные актуальны на начало июля 2025 г. и справедливы для лодок-участников похода, фактической загрузки, стилей вождения капитанов, погодных условий и многих других факторов, поэтому просим вас при прокладке маршрутов использовать эту информацию в качестве начальной точки планирования, но ни в коем случае не использовать их в прямую.

Протяженность маршрута 412 км. Начальная точка г. Самара, л/с Полет, конечная точка г. Казань, яхт-клуб Prizma.

Суда, участвовавшие в маршруте:

  • VOYAGER 850 Cabin с мотором Suzuki 350ATX, гребные винты Suzuki WaterGrip Dual 3 x 15.5x 19.5, экипаж 4 человека
  • VOYAGER LongCabin с мотором Suzuki 300APX, гребной винт Suzuki WaterGrip 3 x 16 x 18.5, экипаж 3 человека
  • Discovery 650 с мотором Mercury 250 ProXS, гребной винт Mercury Enertia 3 x 14.5 x 16, экипаж 4 человека
  • VOYAGER 600 Cabin с мотором Yamaha F175, гребной винт Yamaha 3 x 13.75 x 17 M2, экипаж 3 человека

Заправочные станции на маршруте

Для удобства прохождения маршрут был разбит на два дня. Первый день - выход с лодочной станции, прохождение шлюзов, ночевка чуть выше Ульяновска, на базе "Лесная быль". Второй день - выход с базы и прямым маршрутом до Казани. Скорость на маршруте предполагалось держать в диапазоне 40-45 км/ч.

  1. Самара, остров Коровий, ПЗС Роснефть
  2. Тольятти, ПЗС в шлюзовом канале, ниже от шлюзов, никак не отмечена на карте
  3. Ульновск, выше города, л/с Нептун, рядом с б/о Лесная быль, Игорь,  директор базы, телефон 89063949925. Возможна ночевка по договоренности.
  4. Казань, "нижняя ПЗС", Таиф НК,
  5. Казань, "верхняя ПЗС", Татнефть

Расстояния между заправочными станциями:

Самара, ПЗС Роснефть Тольятти, шлюзовой канал 66 км
Тольятти, шлюзовой канал Ульновск, л/с Нептун 180 км
Ульновск, л/с Нептун Казань, Таиф НК 166 км
Казань, Таиф НК Казань,Татнефт 20 км

 

Расход топлива

Ниже приведены данные по расходу топлива на маршруте каждым из судов. Нужно сказать, что на отрезке Тольятти – Ульяновск мы попали в сильный шторм что существенно увеличило расход топлива и снизило среднюю скорость. На отрезке Ульяновск – Казань скорость составила 60 км/ч, что для всех судов значительно выше крейсерской. При расчете обязательно учитывайте возможные факторы плохой погоды. После выхода с л/с Полет было решено не заправляться в шлюзовом канале и идти до Ульяновска. В Казани заправились на «верхней» заправке ТатНефть. Заправлялись везде до полного бака.

  Участок Самара-Ульяновск Участок Ульяновск-Казань   Весь маршрут Самара-Казань
  Заправлено, л Расход, км/л Заправлено, л Расход, км/л   Всего, л Расход, км/л
VOYAGER 850 Cabin 330 0,83 252 0,74   582,00 0,79
VOYAGER LongCabin 350 0,78 200 0,93   550,00 0,84
Discovery 650 267 1,02 163 1,14   430,00 1,07
VOYAGER 600 Cabin 188 1,45 147 1,27   335,00 1,37
Всего дистанция, км 246 186   432

Остановки

  1. б/о Лесная быль Ночевали в лодках, поэтому охраняемую лодочную станцию не искали. У Базы отдыха достаточно большой песчанный пляж. Для части экипажа снимали дом для ночевки.
    • Координаты 458072, 48.806440,
    • Ссылка на карты https://yandex.ru/maps/-/CHteqQ9U
  2. Яхт-клуб Prizma, охраняемая лодочная стоянка, ресторан. Телефон управляющего мариной: Рамиль +7 965-601-07-07.
    • Координаты 787326, 49.092716
    • Ссылка на карты https://yandex.ru/maps/-/CHtF44p9

Шлюзование на Жигулевской ГЭС

Перед прохождением шлюзов рекомендуем уточнить информацию на сайте жигулевской ГЭС или по телефону. Далее приведен опят прохождения шлюзов исключительно для ознакомления.

Практическое время шлюзования оказалось 3,5-4 часа. Сам процесс шлюзования занимает 1 - 1,5 часа, остальное время уходит на ожидание в шлюзовом канале попутных судов.

Что иметь при себе:

  • Для общения с диспетчером движения держать наготове документы: судовой билет и удостоверения судоводителя
  • Канат (веревку) достаточной толщины (обычно 8-12 мм), минимальной длиной в три корпуса судна
  • Багры или весла, чтобы отталкиваться от стенки в шлюзе
  • Кранцы
  • Спасательные жилеты на всех членов экипажа
  • Рацию с речным диапазоном

Каналы и частоты радиообмена

Наименование позывной № канала Частота, МГц
Диспетчер движения шлюзы Тольятти Тольятти 3 2 300,050
Диспетчер шлюза 21 Шлюз -21 3 300,100
Диспетчер шлюза 22 Шлюз -22 3 300,100
Диспетчер шлюза 23 Шлюз -23 3 300,100
Диспетчер шлюза 24 Шлюз -24 3 300,100

Порядок прохождения шлюзов

Лучше предварительно зарегистрироваться на шлюзе и отправить скан-копии удостоверения судоводителя (права) с двух сторон и судовой билет (все страницы) на электронную почту samaragress@mail.ru. Сделать это можно за час-два до подхода к шлюзам.

Для радиообмена с диспетчерами выберете себе позывной. Удобно использовать либо название судна, либо четыре цифры гос. номера.

При подходе к аванпорту г. Тольятти на 2 канале речной связи запрашиваем диспетчера движения (позывной Тольятти 3) о возможности шлюзования.

— Тольятти 3 маломерному судну (свой позывной в речном диапазоне)

После ответа диспетчера запрашиваете возможность прохода шюзов. Далее диспетчер запросит необходимые данные. После того как все данные будут получены диспетчер даст указание на каком канале и с каким шлюзом связываться. Желаем хорошей смены и переходим на 3 канал.

На третьем канале запрашиваем диспетчера нужного шлюза.

— Шлюз "№ шлюза" маломерному судну (свой позывной в речном диапазоне).

Далее диспетчер запрашивает каким маршрутом вы идете, запрашивает дополнительные данные и дает указание что делать дальше. По итогу вы либо ждете вызова (поэтому рация всегда должна быть наготове), либо диспетчер дает вам номер рыма и борт, которым вы будете шлюзоваться.

При связи с диспетчером шлюза советуем вам уже быть готовым к шлюзованию: весь экипаж в жилетах, канат и багры наготове. Обычно канат привязывают к носовой утке, а свободный конец укладывают на кормовой палубе. При подходе к рыму необходимо будет багром надеть канат на рым, после чего зафиксировать свободный конец на кормовой утке. Будьте готовы к ситуации, когда плавучий рым заклинит – тогда нужно будет канат резать либо выпускать свободным концом через рым.

Когда все готово и диспетчер пригласил вас в шлюзовую камеру следите за очередностью захода судов. Заходить необходимо на низкой скорости. После фиксации на рыме обязательно доложите диспетчеру о том, что судно ошвартовано и готово к шлюзованию.

Наполнение/опустошение шлюзовой камеры сопровождается появлением завихрений, которые начинают крутить судно – в этот момент используйте багры для удержания судна вдоль стенки.

После наполнения/опустошения шлюза и открытия ворот вы увидите зеленый сигнал светофора, разрешающий покинуть шлюз. Суда покидают шлюз в той же последовательности в которой они туда заходят (периодически, большие суда пропускают маломерные вперед, но об этом обязательно сообщают по рации). Отшвартовку нужно производить строго непосредственно перед началом движения. Покидая камеру благодарим диспетчера и желаем хорошей смены.

Связываемся с диспетчером следующего шлюза, докладываем о движении от шлюза № к шлюзу №  и предыдущих условиях шлюзования ( номер рыма и борт, которым шлюзовались). В большинстве случае диспетчер оставит вам тот же рым и тот же борт. Далее все происходит аналогично первому шлюзу.